Аутизм

 

Аутизм

 

 

 

В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики от 29 марта 2016 года №47-4831/16-11 «О Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизма»,   со 2 по 4 апреля 2017г пройдут мероприятия, посвященные Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, который был установлен резолюцией ООН и проводится с 2008 года, чтобы обратить внимание на необходимость помощи людям, страдающим аутизмом и нуждающимся в полноценной содержательной жизни.

В МО «Кош-Агачский район» в настоящее время обучаются 2 обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС)  

В целях формирования толерантного отношения к «особым» детям   в период с 03.04.17 по 04.04.17 Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район» просит провести во всех образовательных организациях    тематические классные часы по теме: «Мы рядом!», консультации школьного психолога для родителей и педагогов по вопросам обучения, воспитания и реабилитации детей с РАС,  оформление тематических стендов, распространение  буклетов об аутизме.  Информацию о проведенных мероприятиях предоставить  6 апреля 2017  с фотографиями.

 

 

Об аутизме

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля – Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. Она выразила глубокую обеспокоенность численностью и высокой долей детей, страдающих аутизмом во всех регионах мира и вытекающими отсюда проблемами в области развития.

Аутизм, как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. - С. С. Мнухин.

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.). 

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики.

^ Тенденция к росту:

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2010 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.


Согласно международной классификации болезней к собственно аутистическим расстройствам относятся:


детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);


атипичный аутизм (с началом после 3 лет);


синдром Ретта;


синдром Аспергера - аутистическая психопатия;


Синдром Каннера:


В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: "Странный, не такой, как все". Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями - например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый - был необычно пассивен ("как мешочек с песком", иногда говорят родители), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.

^ Синдром Аспергера

Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

^ Синдром Ретта

Начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития. Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.К5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие. К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Специалисты вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.

^ Атипичный аутизм:

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:


достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,


ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,


тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.


Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

^ Откуда, кто виноват?

Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Имеется сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми, рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот, второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время, как у первого - РАС. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х- хромосомы. Ее наличие многократно увеличивает вероятность появления детей с аутизмом в данной конкретной семье.

^ Что делать?

Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.

Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить!

^ Каковы перспективы?

На самом деле, все зависит от родителей. От их внимания к ребенку, от грамотности и личной позиции. Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили аутизм. Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей - не проблема.

Если диагноз был поставлен позже 5 лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально. Так как коррекционная работа в этот период уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. А дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от той среды - специально созданных условий, в которых будет находиться подросток. Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом - инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи. Необходимость оформления инвалидности продиктована, как правило, прагматичной позицией родителей, стремящихся обеспечить ребенка дорогостоящей квалифицированной помощью. Мировая практика показывает, что лишь государственная система помощи, позволяет значительно снизить инвалидизацию людей с аутизмом. Государству это выгодно потому, что сокращение числа пожизненно обеспечиваемых инвалидов ведет к снижению бремени налогоплательщиков. А люди с аутизмом получают возможность жить, как все, принося пользу обществу. Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с аутизмом. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты, в общем успешные состоявшиеся в жизни люди.

^ Аутисты среди знаменитостей


Леонардо да Винчи - Его стремление к совершенству порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил целых двенадцать лет, чтобы написать губы Моны Лизы.


^ Авраам Линкольн - Шестнадцатый президент Соединенных Штатов страдал депрессией и приступами беспокойства, а это симптомы, которые многие исследователи связывают с аутизмом. Кроме того, нередко у Линкольна случались и нервные срывы.


^ Винсент Ван Гог - Эксцентричный и исключительно одаренный художник.


Альберт Эйнштейн догадывался, что принадлежит к категории людей необычных, ведь однажды  он сказал: «Не стоит расстраиваться из-за того, что математика дается вам с трудом.


Уверяю вас, для меня это вообще китайская грамота».


Джеймс Гарфилд - Говорят, что двадцатый президент Соединенных Штатов мог писать


обеими руками одновременно: правой - по-латыни, а левой - по-древнегречески.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

23.03.2015Без рубрикиsochelp

    2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Символом этой проблемы считается синий цвет – на самом деле это цвет Всемирной организации аутизма Autism Speaks (дословно – «Аутизм говорит»). Именно эта организация в 2005 году впервые организовала акцию в поддержку данной темы – акция называлась «Зажги синим» (Light It Up Blue).
Почему же именно синий? С чем связан выбор этого цвета? Autism Speaks дает ответ в одном из материалов своего блога: дело в том, что, по статистике, аутизм встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек. Поэтому-то организация изначально и выбрала в качестве символа синий цвет в поддержку мальчиков с диагнозом «аутизм» (судя по всему, этот выбор связан с традиционным ассоциативным распределением детских оттенков: голубой и синий — для мальчиков, розовый — для девочек).
За последние годы акция Light It Up Blue приобрела широчайшую популярность. Сам день 2 апреля был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма еще в 2007 году. Отмечаться он стал с 2008 года. День был установлен для того, чтобы подчеркнуть важность помощи аутистам для повышения уровня их жизни.

Другие символы
Американская организация «Общество аутистов» (The Autism Society) выбрала символом информированности о проблеме аутизма ленточку с изображением паззла. Цвета ленточки – жёлтый, красный, голубой и синий.
Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.
Яркость ленточки – символ надежды на то, что благодаря распространению информации об аутизме, раннему его диагностированию и подходящему лечению люди, страдающие аутизмом, смогут жить более полной жизнью.
Что такое аутизм
Аутизм как заболевание является нарушением развития головного мозга и нервной системы. Причины возникновения аутизма не до конца определены, однако, скорее всего, связаны с генами.
Для людей, страдающих аутизмом, характерен дефицит социального взаимодействия и общения, нарушения речевой и коммуникативной деятельности, самоизоляция, бедность выражения эмоций, ограниченность интересов, однообразные повторяющиеся действия – ритуалы.
Аутисты неконтактны и необщительны, они часто ведут себя необычным образом: избегают прикосновений, следуют ими самими придуманным правилам поведения, совершают ритуальные действия по определённому распорядку, любят ранжировать предметы, не приемлют перемен и изменений. Кроме того, для них характерны частые вспышки гнева и аутоагрессия – способность причинить вред самим себе.
Распространённость аутизма – 1–2 человека на 1000, этот диагноз чаще ставят мальчикам, чем девочкам. В последние десятилетия случаи диагностирования аутизма участились.
Симптомы аутизма проявляются в раннем детстве – в возрасте до 3 лет. Дети-аутисты не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями, они могут не понимать речь, не играют с игрушками так, как другие дети, не проявляют интереса к общению со сверстниками, совершают однообразные ритуальные действия, могут проявлять необычный интерес к неодушевлённым предметам. У них также задерживается развитие навыков самообслуживания – им очень тяжело делать что-либо без посторонней помощи

    Послание Генсека ООН Пан Ги Муна по случаю Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма

       «Число детей и взрослых, страдающих аутизмом, продолжает расти во всех странах и среди всех расовых, этнических и социальных групп. Несмотря на то, что ученые, врачи и социальные работники уделяют все больше внимания проблеме аутизма, степень информированности общественности остается низкой. В связи с этим становится все более актуальным ежегодное проведение Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма как возможность для мобилизации усилий и оказания помощи.
Лица с аутизмом — взрослые и дети — сталкиваются с серьезными проблемами стигматизации и дискриминации, а также с проблемой отсутствия поддержки, причем многим приходится повседневно преодолевать многочисленные препятствия. Слишком много людей в нарушение их основных прав человека подвергается чудовищной дискриминации, надругательствам и изоляции.
Аутизм — тяжелое психическое расстройство. Однако во многих случаях правильное лечение на раннем этапе заболевания дает положительные результаты. Поэтому исключительно важно повышать информированность населения о симптомах аутизма и как можно скорее начинать лечение от этого заболевания.
Также очень важно оказывать поддержку родителям, содействовать трудоустройству аутистов с учетом их профессиональных навыков и возможностей и совершенствовать систему образования таким образом, чтобы она лучше удовлетворяла потребности учащихся, страдающих аутизмом.
Эти меры отвечают интересам всего общества и делают более богатой жизнь не только аутистов, их родных и близких, но и всех остальных людей. Как сказала одна мать ребенка, страдающего аутизмом: «Моя дочь прошла долгий путь, но мне пришлось проделать еще более долгий путь».
Так давайте все вместе пойдем по этому пути созидания мира, в котором все люди будут окружены заботой.»

Пан Ги Мун — Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения